Как выбрать собственный стиль в интерьере
Как выбрать собственный стиль в интерьере? Как избежать самых грубых ошибок?
Искусство и домашний быт — два понятия, два своеобразных мира; один — такой необъятный и в то же время такой небольшой, что умещается в рамках жилища. Другой — такой маленький и все же настолько обширный, что может служить обрамлением для искусства.
Виды искусства различны. Есть искусство, которым мы любуемся в выставочных залах, музеях, парках и дома на стенах нашей квартиры. Но есть и такое искусство, которое никогда не экспонируется на художественных выставках, искусство, творцы которого не фигурируют в списках художников, искусство, за которое не платится гонораров. Это — искусство оформления домашнего быта. Можно ли так назвать его и можно ли вообще согласиться с тем, что оформление быта является искусством — это особая проблема. Но такое искусство существует. И с него начинается понимание человеком красоты и его художественный вкус.
Каждый из нас стремится красиво обставить свою квартиру, создать в ней тепло и уют. Желание как можно лучше оформить свой быт у нас есть, но умения, как и какими именно средствами достичь этого, у нас часто не достает.
В наше время любой предмет — будь то мебель, ваза или дорожка — в процессе производства проходит через руки художника. Однако этого еще недостаточно. Что именно купить, куда и как поставить — этот вопрос мы все же должны решить сами. И здесь начинаются наши заботы и сомнения. Поэтому получается так, что у одних дома уютно и красиво, а у других, при тех же материальных возможностях, оформление домашнего быта невыразительно, не носит индивидуального отпечатка, комнаты нередко перегружены вещами и производят холодное, неуютное впечатление. Чем удачнее оформлено наше собственное жилище, тем требовательнее мы бываем и вне дома и тем полнее мы можем оценить красоту и целесообразность общественных зданий и помещений, где мы работаем.
Некоторые проявляют стремление так красиво оформить свой домашний быт, чтобы каждый посетитель от изумления всплеснул руками. При этом, конечно, забывают, что окружающую нас обстановку мы создаем для себя, а не для того, чтобы показывать ее гостям. Если наше жилье оформлено просто, но со вкусом, отвечает нашим нуждам, то и гость не будет чувствовать себя у нас дома неуютно.
Каждое жилище должно носить индивидуальный отпечаток, вернее — должно отражать вкусы и интересы живущей в нем семьи.
Английский юморист прошлого столетия Джером К. Джером, который в подходящий момент умел сохранить необычайно серьезный вид, однажды сказал: «Сколь многие, рискуя затопить свой корабль, нагружают его всякими вещами, которые кажутся им необходимыми для удовольствия и комфорта в пути, а на самом деле являются бесполезным хламом. Выбросьте за борт этот хлам. Пусть ваша жизненная ладья будет легка и несет лишь то, что необходимо…» «У вас будет время не только поработать,, но и подумать, будет время, чтобы упиваться солнцем жизни и слушать эолову музыку…» И действительно: пусть у нас дома будет все только самое необходимое, то, без чего мы никак не можем обойтись.
Некоторые проявляют тенденцию перегружать свое жилье обстановкой. Таким образом может создаться превратное мнение, что квартира для семьи слишком тесна. Покупаются вещи, в которых нет вообще необходимости или которые нужны очень редко. Одним из таких спорных предметов обстановки является письменный стол. Если среди членов семьи нет человека, специальность которого связана с работой за письменным столом, и если последний нужен главным образом для того, чтобы написать письмо кому-либо из знакомых, то нет смысла держать в комнате громоздкий письменный стол с двумя тумбами. Достаточно небольшого однотумбного письменного стола, а, возможно, что можно обойтись и вообще без него. Всю громоздкую мебель можно заменить мебелью-трансформером.
Сомнительна также и необходимость обеденного стола. Маленькая семья в обыденной жизни не нуждается в большом обеденном столе. А для того, чтобы во время какого-либо празднества за столом могло поместиться большее количество людей, вполне достаточно раздвижного стола или стола с вставляемой в него дополнительной доской.
Нужны ли сувениры у нас дома на радиоприемнике, на столе или на каком-либо другом месте. Если их немного и они расставлены со вкусом и — что самое главное — они имеют художественную ценность, то такие вещицы помогают создать домашний уют. Но есть квартиры, обладатели которых просто влюблены в безделушки. Последние расставлены повсюду — на шкафах, столах, полках. В некоторых квартирах безделушки устанавливаются даже на специальную полку или помещаются в шкаф с витриной. Почему мы бережем эти вещи? Потому ли, что они красивы или же потому, что они нужны нам? Чаще всего причина ни в том, ни в другом. Мы привыкли к этим вещицам и храним их в силу этой привычки.
Однако такая выставка совершенно не укладывается в рамки современного вкуса. Наше жилье не выставочное помещение и дома не место для витрины магазина сувениров.
Но, несмотря ни на что, число безделушек растет от одной памятной даты до другой, от одного дня рождения до другого. Из уважения к человеку, преподнесшему эти вещицы, мы не можем ни подарить их кому-нибудь другому, ни выбросить; кроме того, многие из них могут быть довольно изящными. Что же делать? Правильно было бы в таком случае большую часть безделушек спрятать куда-нибудь, где они менее на виду, и время от времени заменять ими те, которые использовались до этого. Такой обмен благоприятно сказывается на том впечатлении, которое оставляет комната и вносит в нее свежесть и новизну; к тому же та или иная вещь не будет надоедать и нам самим.
Кстати, сказанное выше относится не только к безделушкам, но и к дорожкам, вазам, подушкам и т. д. Перегрузка комнаты коврами, подушками и дорожками является признаком дурного вкуса и не производит хорошего впечатления. Где именно предел, и наличие скольких подушек или других вещиц будет в меру, определяется принципом: лучше меньше, чем слишком много.
Неотъемлемой частью оформления интерьера становится произведение искусства в оригинале — картина, графический лист, скульптура малых форм или уникальный предмет декоративного искусства. Существует славный обычай дарить ко дню рождения сотрудникам по работе или членам семьи небольшой графический лист, акварель, скульптуру малых форм или художественную работу ручной выделки. О репродукциях «медвежат» и вышитых «лебединых прудах» — этой приторной безвкусицы — нет смысла говорить и убеждать людей в том, что они не годятся в современный интерьер. Жизнь сама вытеснит те из них, которые еще остались на стене какой-либо квартиры. Куда и как поместить в комнате предметы искусства? Нормальной высотой для картин и графических листов считается уровень глаз стоящего человека. В уютном уголке для сидения картину или графический лист помещают еще ниже — на уровне глаз сидящего человека, т. е. на ту высоту, с которой смотрят на эти предметы. Рамка для картины или графического листа должна быть скромной, а фон, т. е. обои — нейтральны как в отношении тона, так и в отношении узора.
Искусство не терпит такого докучливого соперника, как яркие и пестрые обои с крупным рисунком. Паспарту и рама не обязательны для графического листа; работу можно в застекленном виде повесить непосредственно на стену. В таком случае своеобразное обрамление образует весь простенок, оклеенный обоями в нейтральных и подходящих тонах.
Как и относительно всех предметов, украшающих наш быт, так и о предметах искусства следует сказать, что их не должно быть слишком много. Лучше всего менять их время от времени. Те же принципы действительны и в отношении уникальных предметов декоративного искусства и скульптуры малых форм.
В наше время основную часть оформления домашнего быта составляет промышленная продукция. Но индивидуальный отпечаток вносят в квартиру предметы искусства в оригинале и вещи ручной выделки.
Не стоит пренебрегать фотоснимками, но, конечно, только художественными. Размещенные со вкусом, они могут украшать стены нашего жилища. Само собой разумеется, что и их не должно быть много: желательно, чтобы они были большого формата и без рамы и паспарту.
Особую главу во всей науке оформления интерьера составляют цветок в горшке, ветка или срезанный цветок в вазе. Здесь я хотел бы обратить внимание на то, что компонентами, которые взаимодействуют и которые необходимо учитывать, являются окраска цветов, тон и форма вазы, а также то окружение, на фоне которого они стоят.
Каким должно быть наше жилье и каким оно не должно быть — об этом не только можно, но даже следует говорить почаще.
Нет сомнения в том, что высказанные здесь мысли давно известны и знакомы, но вновь затронуть данный вопрос и обменяться о нем мнениями никогда не будет лишним. Цель настоящей статьи заключается не в том, чтобы дать указания как именно поступить в каждом конкретном случае. Да это было бы и невозможно, так как столько же, сколько имеется различных квартирных условий и различий в нуждах живущих в этих квартирах семей, столько же есть и решений.
Добавить комментарий