Освещение и светильники
Как выбрать светильник? Прежде чем выбрать краски, необходимо также учесть наряду с воздействием дневного света воздействие искусственного освещения.
В зависимости от способа их размещения мы различаем два вида светильников:
- Неподвижно прикрепленные к потолку или стенам светильники, такие как плафоны, скрытые лампы, бра, прожекторы, люстры.
- Переносные светильники — торшеры, настольные лампы, канделябры и пр.
Выбор светильников зависит в значительной мере от их применения — будут ли они служить для общего освещения помещения, стола или кровати, используем ли мы их для чтения, для дополнительного или эффектного освещения. Форма светильников должна быть простой, она должна отличаться высокими эстетическими и художественными качествами.
В зависимости от способа воздействия различают три вила освещения:
- Прямой свет — не рекомендуется, так как он дает резкие свет и тени. Дневной эффект красок исчезает. Прямой свет можно смягчить абажурами из матового стекла, развесив несколько таких светильников в комнате.
- Отраженный свет — его следует предпочесть прямому.
- Диффузный свет — рассеянный и идущий со всех сторон мягкий свет.
Подходящими светильниками излучаются упомянутые виды света для создания:
- Общего освещения помещений квартиры, причем самым подходящим является белый или желтый (прямой, отраженный, диффузный) свет.
- Местного освещения — используется для письменного или чертежного стола, для чтения; устанавливается над кроватью или на тумбочке как подвесной абажур; над столиком в уголке для отдыха или как прожектор для освещения картины, скульптуры или другого художественного элемента интерьера.
- Эффектного освещения — применяется в том случае, когда мы хотим, чтобы светильник своей формой или цветом света усилил эстетическое воздействие общей композиции помещения или какой-нибудь его уголок.
После ознакомления с сущностью цветов, с их оптическим, эстетическим и физиологическим воздействием, с влиянием естественного и искусственного освещения при подборе красок и с основными факторами и предпосылками, которые следует учитывать при оформлении интерьера, можно приступить к выбору красок.
Прежде всего надо определить основной цвет, которой послужит основой определения цветовой гаммы. Он должен доминировать над всеми остальными цветами, служить фоном для всех предметов, не обезличивая их. Этот доминирующий цвет можно получить путем количественного превосходства или степени интенсивности. Например, ярко-красны й цвет, хотя и употребленный в небольшом количестве, подавляет другие цвета, тогда как ярко-синий, даже при окрашивании большой площади, не действует навязчиво. Поэтому, когда мы выбираем очень интенсивный цвет, необходимо согласно этому правилу применять его очень внимательно и скупо, если мы не хотим нарушить гармонию цветовой гаммы. Точно так же, не всегда можно отдать личное предпочтение данному цвету или тону, не учитывая куда выходят окна помещения и количество проникающего в него света.
Цвет стен дает наиболее прочное впечатление об облике помещения, так как они целиком попадают в поле зрения. Потолок и полы должны гармонировать со стенами, причем рекомендуется подбирать близкие, родственные тона. Стены и потолок комнаты, покрашенные в одинаковый цвет, при дневном свете имеют различные оттенки и создается впечатление, что они покрашены в один и тот же цвет различной интенсивности.
От того, как и под каким углом падают лучи света и как они отражаются, зависит степень освещенности пола, стен и потолка. Например, стена с окопным проемом будет казаться самой темной, потолок — немного светлее, так как получает отраженный свет от пола, а самыми светлыми будут стены, прямо освещенные солнечным светом. В таком случае, если мы хотим унифицировать дневной эффект помещения, надо сделать светлее стену с оконным проемом.
Во всех случаях между полом и стенами должен существовать контраст, в то время как между стенами и потолком разница в тонах должна быть минимальной. Иногда они окрашиваются в одинаковый цвет, при этом рассчитывают на более слабую освещенность потолка, вследствие которой получается разница в оттенке. Исключение из этого правила допускается только в очень высоких помещениях. Когда нам хочется сделать так, чтобы потолок выглядел ниже, мы окрашиваем его в темный теплый цвет.
Разграничение между стенами и потолком наиболее логично получается на линии их стыка, но ни в коем случае не рекомендуется искусственно снижать или отделять потолок от стен помощью бордюра на известном от него расстоянии,, так как это крайне не эстетично. Плинтусы надо покрасить в цвет пола, но более темного тона. Двери должны быть на тон светлее стен или же быть цвета потолка, если он одинаковой цветовой гаммы со стенами.
Контрастный цвет необходим, чтобы оживить другие цвета и избежать скучного однообразия. Но он не должен подавлять их, а только подчеркивать их характер, облагораживать их и создать дополнительный акцент, необходимый для общего воздействия. Такими выразителями и акцентами контрастного цвета могут быть гардины, обивка мебели, подушки, абажуры, художественные элементы и изделия прикладного искусства. В помещениях, где мы проводим большую часть времени, лучше использовать в качестве акцента не контрастный цвет, а наиболее близкий к нему из цветовой гаммы. В таких случаях не следует полностью исключать контрастный цвет, но его можно применять только в ограниченном количестве (цвет абажуров или мелких предметов).
Сейчас мы остановимся на главных носителях цветов, их структуре, материале и воздействии.
Сначала рассмотрим пол. Его свойства и качества в значительной степени определяют общее впечатление от помещения. Дощатый пол или различные виды паркета наиболее широко распространенные настилы в жилых помещениях. Чтобы легче поддерживать чистоту, такие полы можно покрыть краской или олифой, но практичнее всего покрыть их прозрачными пластмассовыми лаками, которые сохраняют естественную красоту и цвет материала. В ежедневной практике утвердились такие искусственные покрытия, как ксилолит, линолеум, линкруст, страгула, пластмассовые настилы, мокет и пр. В ванной и уборной полы должны быть из более прочных и устойчивых материалов — из мозаики (обыкновенная, римская или венецианская мозаика), из терракотовых или каменных плиток, даже из мраморных плиток. Все эти материалы должны быть из приятных и гармонических тонов и расцветок.
Потолок чаще всего покрывается штукатуркой с известковой или гипсовой шпаклевкой, обивается сосновыми планками или досками, древесными плоскостями или искусственными пластмассовыми плитами.
Для стен можно использовать самые разнообразные виды материалов. Чаще всего применяются обычная штукатурка с известковой или гипсовой шпаклевкой, покраска масляной или клеевой красками. В некоторых случаях можно употребить терракотовую, глютолиновую и профилированную гипсовую штукатурку, включив в нее декоративные пятна из мрамора, цветных каменных или керамических плиток и деревянные фигурные элементы. Все чаще используются пластмассы для оформления стен. Гетинакс, винидур, поливинилхлорид и глянцевитые или матовые обои различных цветов и рисунков в недалеком будущем полностью заменят естественную фанеру.
Стены ванной и уборной (иногда и кухни) или только часть их облицовывают кафельными, литого камня или терракотовыми плитками. Остальную часть стен над цоколями или все стены и потолки можно покрыть масляной краской или водоустойчивыми алкидными лаками.
Применение некоторых естественных материалов придает интерьеру уют, теплоту и интимность, или наоборот — импозантность и деловой характер. Деревянная обшивка и балочки, каменные или кирпичные стены (или часть стен), керамические панно или дымоходы создают в квартире оригинальную обстановку, потому что таким образом оно сохраняет свои естественные свойства и красоту, тогда как стеклянный блеск полировки убивает эти свойства.
Неотъемлемой частью оформления стен и помещения в то же время близкую человеку атмосферу. Рекомендуется дерево с матовой поверхностью в целом являются гардины. Их выбор зависит от цвета стен, потолка или мебели. Можно поступить и в обратном порядке, выбрав цвет или цвета гардин и в зависимости от них определить общую гамму цветов, которые должны связать все элементы в общий гармонирующий ансамбль. Целесообразно и очень эффектно применение двойных занавесей, из которых одни прозрачные (гардины), а другие плотные (портьеры, шторы). В помещениях, сильно освещенных солнцем, прозрачная гардина недостаточна, чтобы защитить нас от солнечных лучей; в таких случаях используются жалюзи, тенты, маркизы или деревянные решетки. Их форма и цвет являются также активным элементом общей композиции интерьера.
Кроме гардин, разноцветные ткани, благодаря своему широкому применению, также играют огромную роль в общем оформлении. Мебельная ткань особенно подходит для создания более живых цветовых акцентов. И здесь надо соблюдать основной принцип — чем интенсивнее цвет, тем более ограничено его применение. Если группа мебели обита тканью красного цвета, она создает напряжение, которое целиком уничтожает желанное равновесие и спокойствие. В таком случае достаточно, чтобы только один элемент из целой группы был красного цвета, а другие — более нейтрального цвета, причем это не нарушит общего впечатления. Можно поступить и по- другому: обить всю мебель в уголке для отдыха тканью одинаковой структуры, но различного цвета, причем один из них может быть контрастным.
Скатерти, покрывала на кроватях, наволочки подушек или мебельные чехлы также вносят вклад в общее оформление. Не следует увлекаться тканями крупных и аляповатых рисунков и кричащих цветов. Они могут быть контрастных цветов, но более мягкого тона, легкой фигурной структуры или мелкого рисунка.
Рекомендуются ковры и дорожки нейтральных цветов — в них должен преобладать серый цвет различных нюансов. Всегда лучше предпочитать одноцветные ковры нейтрального то на, простой выделки и рисунка. Крупные линии и рисунки нарушают целость пространства, создают чувство неуверенности и напряжения. Следует иметь в виду, что ковер должен дополнять общее впечатление и выделять красоту мебели, а не подчеркивать свою красоту. Орнаментальная игра тонов и полутонов ворсовых персидских, безворсовых чипровских или котленских ковров (килимов) может усилить цветовое богатство во всем помещении.
Добавить комментарий